Типичные ошибки выпускников на ЕГЭ по русскому языку

Анализ лексических ошибок представлен в учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий.

Ошибки, которые допускают выпускникиПример
Употребляют слово в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста

Не различают оттенки значения, которые вносят в слово приставка и суффикс

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры

Не различают синонимичные словаВ конечном предложении автор применяет градацию
Не видят слов иной стилевой окраскиАвтор, обращаясь к проблеме, пытается направить людей немного в другую колею
Не оценивают неуместность употребления эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмовАстафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
Не замечают неоправданного употребления просторечных словТаким людям всегда удается объегорить других
Не видят нарушения лексической сочетаемостиАвтор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства)
Употребляют лишние слова, в том числе плеоназмы

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

Употребляют однокоренные слова в близком контексте (тавтология)В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
Используют бедные и однообразные синтаксические конструкцииКогда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу

Остальные задания по пунктуации обычно обходятся без «ловушек», надо только знать правила и их корректно применять.